Экспозиционный зал №1 «Заселение, быт и культура крестьян Ивановского района»
Село Ивановка основано в 1864 году и заселялось переселенцами из Астраханской, Воронежской, Орловской и других губерний. Крестьяне осваивали новые земли, строили жильё, школы, больницы. В витрине представлены одежда и предметы быта первопоселенцев Ивановского района:
Данная экспозиция знакомит вас с бытом крестьян – первопоселенцев.
Люди раньше жили в деревнях. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду и т.д.
Главное место в доме занимала печь. В ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Место около назывался «бабий кут».
Обратите внимание на предмет чугунок. В чугунке готовили пищу в русской печи. Также пищу готовили в глиняных горшках, но в отличии от чугунка он был не настолько прочным и со временем приходил в негодность. Конечно же в каждой избе был утюг. Первый утюг назывался – Рубель. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным. Позже появились литые чугунные утюги, такой утюг разогревался на открытом огне или в горячей печи. Чугунный утюг разогревался очень долго — не менее получаса, а горячим его невозможно было брать без прихватки. А это углевой утюг. Внутрь утюга закладывались раскаленные угольки. По бокам делали отверстия. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Углевые утюги были также тяжелыми. В данной экспозиции представлены маслобойки: 1) Толкачная маслобойка (Такая маслобойка представляет собой деревянную кадку, в которой вверх и вниз движется толкач — палка, на конце которой насажен кружок с отверстиями и 2) шарманочного вида.
А это ночва – это деревянное корыто, произошло от слова «носить». выдобленное из дерева корыто, посудина с широким открытым верхом. В больших ночвах рубили капусту, мясо, стирали бельё, купали детей, а в маленький толкли для приправы сало, мак и пр.
Этот предмет называется кри́нка (крынка) — удлинённый глиняный горшок для молока и молочных продуктов.
Конечно же в каждой крестьянской семье имелся Туесок — небольшой круглый короб. Изготовлен он из бересты. Береста — это верхний тонкий слой березовой коры. Он не пропускал влагу. В нём хранили ягоды, мёд грибы. Очень интересной особенностью туеска было, то, что вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые жаркие дни березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. За это этот предмет очень ценился.
А это коромысло. Вот с таким коромыслом хозяйки ходили по воду ходили. Делали его из липы или сосны, заготовку обрабатывали, а затем опускали в кипяток, после чего сгибали вручную. Такое коромысло было в каждой избе. Сейчас этот предмет уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи и традиции.
Был в избе и мужской угол. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли его «коник»: на лавке делали узоры в виде конской головы.
Эта часть избы называется горницей (комната).
Перед вами красный угол. Это самое почётное место в избе. Красный означает «красивый», «хороший», «светлый» . Этот угол располагался по диагонали от печи. В красном углу находилась божница с иконами и лампадой, по праздникам украшался белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. В красном углу стоял стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья. Войдя в избу, гость оказывался лицом к лицу с образами и на них крестился и кланялся, а уже затем здоровался с хозяевами. За столом каждый член семьи знал своё место. Отец садился под образами. Старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын – по левую руку, третий – рядом со старшим братом. Остальные дети садились на лавки. А хозяюшка ела, сидя на приставных скамейках или табуретках. Поведение за столом было скромным и почтительным. Не разрешалось стучать по столу, нельзя было громко разговаривать и смеяться, скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол. Нарушать установленный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, нарушивший его, мог быть строго наказан.
В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений.
А это самовар. Наличие самовара в крестьянской избе говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли на показ. Если крестьянин не уплачивал долг, то в первую очередь у него забирали самовар. В деревнях самовары передавались по наследству, из поколения в поколение. Родиной первых русских самоваров считается Тула – именно здесь начали открываться первые мастерские, а затем и самоварные фабрики. Но сама идея самовара пришла из Китая.
А этот предмет называется ступка с пестом. Она нужна была для растирания и размельчения различного рода продуктов: соли, перца, сала, чеснока, мака и т. п.
Крестьянские семьи были многодетными. Обратите внимание на детский уголок. Это детская колыбель. Она имеет и другое название – «Зыбка». имелась в избе и кроватка качалка, а дети по старше спали на сундуках и лавках и печи.
Наличие сундука в избе также говорило о зажиточности семьи. Чем больше было сундуков, тем богаче была семья. В сундуках хранили вещи, посуду, украшения.
У каждой женщины имелась прялка. Это предмет для прядения ниток. В нашем музеи представлено два вида прялок: ручная прялка и прялка приводимая в движение ногами и руками.